Помогите мне научиться говорить!
( Советы неравнодушным и любознательным родителям)
В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей раннего дошкольного возраста. У таких детей не развивается фразовая речь, в словаре имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов. Малыши часто не используют речь как средство общения с окружающими. Что же делать родителям в таких ситуациях?
- Обязательно проконсультируйтесь со специалистами: невропатологом, ЛОРом, логопедом, психологом.
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, игру), комментируя окружающие его события. Не бойтесь употреблять одни и те же слова, повторяйте их правильно, четко и терпеливо. И обязательно слушайте ответы Вашего ребёнка. Дети нуждаются в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ними, но и реагирует на то, что они хотят сказать.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Принеси кубик». Ориентируйтесь на то, что ребенок может выполнить.
- Обращенная к ребёнку речь должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, следите за ритмом и интонацией. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребёнком, не копируйте его неправильного произношения. Помните, Ваша речь – это образец для малыша.
- Вызывайте желание у ребёнка рассказывать Вам о том, что он делает. Побуждайте малыша употреблять известные ему слова, помогайте строить из них простые фразы.
- Играйте вместе с ребёнком, сопровождая свои игровые действия словесными комментариями.
- Пойте вместе с ребёнком простые детские песенки, одновременно можно отстукивать или отхлопывать их ритм.
- Во время прогулки показывайте ребёнку новые для него предметы, дайте возможность с ними «познакомиться» (потрогать, погладить) и обязательно рассказывайте о новых для ребёнка объектах, интонационно выделяя голосом новое для малыша слово.
- Почаще читайте ребёнку детские сказки, стихи, разглядывайте вместе с ним иллюстрации в книге. Учите малыша показывать Вам картинки, которые Вы называете. Побуждайте досказывать за Вами слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
- Учите ребёнка различать предметы по размеру (большой - маленький), по форме (круглый, квадратный, треугольный), по количеству (один – много), соотносить по цвету («дай такой же»).
- Стимулируйте речевое развитие малыша путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Насколько ловко малыш научится управлять своими пальчиками зависит его дальнейшее развитие. С самого раннего возраста можно делать массаж кистей рук и каждого пальчика, выполнять «пальчиковую гимнастику» (игры типа «Ладушки», «Сорока-белобока»), использовать лепку; конструктор; «мозаику»; «пазлы»; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, замочками.
- Не говорите при ребенке о его отставании в развитие речи. Не высказывайте недовольства и не стесняйтесь того, что Ваш ребенок не говорит или говорит очень мало.
И помните, что Вы – первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Радуйтесь его успехам, развивайте его любознательность в познании окружающего мира, поддерживайте его желание и умение общаться.
Следуя этим простым советам, Вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи Вашего ребёнка.
Учитель – логопед: Карельская Анна Николаевна